Консультация юриста по телефону
8 (800) 350-23-69 доб. 408

Формула расчета рентабельности продаж

Английская аббревиатура ROS (return on sales) в русском переводе означает «коэффициент рентабельности». В экономике он является одним из определяющих показателей финансового здоровья субъекта предпринимательства. Формула рентабельности продаж применяется для расчёта коэффициента, показывающего процент прибыли в единице дохода предприятия. При расчёте показателя за определённый период учитывается отношение величины прибыли до налогообложения к объёму реализации продукции.

Что такое рентабельность продаж

Рентабельность – один из показателей, характеризующих экономическую эффективность работы предприятия. Для его расчёта применяются величины, отражённые в финансовой отчётности предприятия за анализируемый период.

Анализ деятельности предприятия можно осуществлять различными способами:

  • по чистой прибыли – net profit margin;
  • по валовой прибыли – gross profit margin;
  • по EBIT.

Таким образом, можно рассчитывать показатель рентабельности различных показателей финансово-экономической деятельности предприятия – активов, основных средств, расходов и многих других.

Одним из наиболее важных индикаторов коммерческой деятельности предприятия является рентабельность продаж. Коэффициент рентабельности продаж позволяет:

  1. Оценить долю себестоимости в суммарной продажной стоимости реализованной покупателям продукции.
  2. Осуществлять контроль за отпускными ценами на всю номенклатуру продукции, выпускаемой предприятием.

Надо отметить, что коэффициент не отражает долгосрочные перспективы предприятия в плане реализации производимой продукции. Если руководство предприятия принимает решение о направлении части оборотных средств на модернизацию производства и внедрение инновационных технологий, коэффициент рентабельности может некоторое время показывать отрицательную динамику. Однако, если вложенные средства начнут оправдывать выбранную стратегию, он достаточно быстро вернётся на уровень до вложения.

Способы расчета рентабельности
Проводить анализ рентабельности можно несколькими способами

Как рассчитывается рентабельность продаж

Чаще всего формула расчёта рентабельности продаж используется экономистами для определения доли прибыли в валовой выручке от продажи продукции. Как правило, для расчёта берется доля чистой прибыли. Но при решении прикладных задач возможно использование суммы других видов прибыли – балансовой, операционной или валовой.

Расчёт рентабельности по валовой прибыли

В формуле расчёта по валовой прибыли (GrossProfitMargin) итог – валовая рентабельность продаж. Сущность показателя состоит в отражении количества копеек в виде валовой прибыли в одном рубле полученной выручки:

GPM=ВП/TR

  • ВП – сумма валовой прибыли;
  • TR – сумма выручки от реализации продукции.

Сумма валовой прибыли для расчёта берётся из финансовой отчётности предприятия за период, по которому рассчитывается коэффициент. Используя официальную финансовую отчётность, также можно определить сумму валовой прибыли расчётным путём:

ВП=TR-TC

TC– полная себестоимость.

Сумма выручки предприятия определяется, как:

TR=P*Q

  • Р – цена;
  • Q – объём реализованной продукции.

Расчёт рентабельности по операционной прибыли

Операционная прибыль предприятия (согласно международным стандартам финансовой отчётности кодируется как EBIT – earnings before Interests and taxes) используется для расчёта (ROS):

ROS=EBIT/TR

  • EBIT – операционная прибыль;
  • TR – выручка от реализации продукции.

Для расчёта EBIT используются данные строк 2330 «Прибыль (убыток) до налогообложения» + 2330 «Проценты к уплате» отчёта о финансовых результатах.

Расчёт рентабельности по балансу

Для расчёта доли прибыли в выручке от продажи продукции можно использовать данные баланса предприятия. Формула по балансу имеет следующий вид:

                прибыль (убыток) от продаж     строка 050 ф.№2
РП= ————————————- = ———————-
выручка (нетто) от продаж       строка 010 ф.№2

 

  • строка 050 – прибыль/убыток от продаж (в форме №1 «Баланс»);
  • строка 010 – выручка от продаж (в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах»).

                 строка 2200
РП= —————-
строка 2110

  • строка 2200 – прибыль (убыток) от реализации продукции;
  • строка 2110 – выручка от реализации продукции.
Формула валовой рентабельность
Валовая рентабельность рассчитывается по валовой прибыли

Расчёт рентабельности по чистой прибыли

Расчёт уровня рентабельности Net Profit Margin показывает количество копеек чистой прибыли в одном рубле выручки предприятия от продажи продукции. Это чистая рентабельность:

NPM=ЧП/TR

  • ЧП – чистая прибыль предприятия;
  • TR – выручка от реализации продукции.

Без использования данных финансовой отчётности сумма чистой прибыли рассчитывается следующим образом:

ЧП=TR-TC-ПрР+ПрД-Н

Из выручки вычитаются:

  • полная себестоимость.
  • прочие расходы.
  • налоги и обязательные платежи.

К выручке прибавляются прочие доходы, в том числе:

  • курсовые разницы;
  • доходы от продажи или покупки ценных бумаг;
  • участие в уставном капитале прочих предприятий.

 Область применения показателя рентабельности продаж

Прибыль предприятия складывается из различных сумм, поступающих на счета в результате предпринимательской деятельности. Зная рентабельность продаж, можно установить, какой из видов деятельности организации, приносящих доход, наиболее эффективен.

При сравнении различных периодов по каждой статье доходов в отдельности и по общей сумме прибыли определяется динамика прибыли и перечень статей, требующих корректировки.

Оперируя данным коэффициентом, и динамикой его изменения за определённый период, менеджмент будет иметь эффективный инструмент управления оборотными средствами, финансовыми и трудовыми ресурсами, основными фондами и необоротными активами предприятия.

Рассчитывать коэффициент можно применительно не только к финансовым показателям. В подразделениях организации, которые занимаются производственной деятельностью, рентабельность отражает степень эффективности использования трудовых и производственных ресурсов. Те участки коммерческой структуры, которые осуществляют операции по купле/продаже продукции, материалов и запасных частей, нуждаются в точных расчётах эффективности различных финансовых операций.

Основная задача аналитики показателей – выявление и устранение узких мест в производственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому подходы к расчёту уровня рентабельности различаются в зависимости от целей, которые они преследуют:

  1. Затратный.
  2. Ресурсный.
  3. Продажный.
Цель расчета рентабельности
Расчет и анализ рентабельности позволяет выявить слабые стороны, мешающие получению прибыли

Пример расчёта рентабельности продаж

Простейший расчёт уровня рентабельности продаж можно показать на примере деятельности субъекта предпринимательской деятельности – производителя продукции.

Предприятие «Завод» осуществляет:

  • производство и реализацию бытовой техники для нужд населения за счёт собственных производственных мощностей;
  • продажу бытовой техники на условиях дистрибьюторского договора.

За рассматриваемый период реализованы покупателям электродуховки AVEX TR460 MRCL в количестве 12 штук:

  • себестоимость единицы – 3340 руб;
  • продажная стоимость единицы – 4270 руб;
  • маржа с единицы – 1270 руб.

Рассчитывается выручка от реализации:

TR = 12 х 4 270 = 51 240 руб.

Рассчитывается полная себестоимость:

СС = 12 х 3 340 = 40 080 руб.

Рассчитывается валовая прибыль от реализации:

ВП = TR – СС = 51 240 – 40 080 = 11 160 руб.

Рассчитывается коэффициент рентабельности продаж единицы продукции (электродуховка AVEX TR460 MRCL) по валовой прибыли (GrossProfitMargin):

GPM = (ВП/TR) * 100% = (11 160/51 240) * 100% = 21,78%

Таким образом, на 1 руб цены единицы продукции приходится 21,8 копеек валовой прибыли предприятия от её реализации.

Эффективность операции по реализации продукции рассчитывается следующим образом:
КЭ = (ВП/СС) * 100% = (11 160/40 000) * 100% =  27,9%

На простом примере показано, как можно быстро рассчитать эффективность коммерческой деятельности предприятия. Сравнение показателей рентабельности всей номенклатуры предприятия позволит с наименьшими потерями управлять процессом продаж за счёт гибкого изменения стратегии и тактики функционирования производства и реализации продукции, снижения себестоимости и различных видов затрат.

Оцените статью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

13 + шестнадцать =